Как выйти на IPO и не пожалеть?

О залоге успеха публичного размещения на бирже спросили управляющего партнера инвестбанка BSF Алексея Басова и партнера и руководителя венчурной практики ASB Group Екатерину Захарову.

как выйти на IPO и не пожалеть?
эксперты – о залоге успеха на бирже

В 2023 на биржу вышло восемь компаний, почти все они показали хорошие результаты в течение нескольких месяцев после выхода. В этом году ожидается как минимум в два раза больше выходов. Размещение акций на бирже – непростой процесс как для фаундеров и топ-менеджеров, так и для действующих инвесторов, которым приходится сталкиваться с ростом количества акционеров. Мы поговорили с партнером и руководителем венчурной практики ASB Group Екатериной Захаровой и с управляющим партнером инвестбанка BSF Алексеем Басовым о тонкостях выхода на IPO в 2024.

у какой организационно-правовой формы какие преимущества размещения акций на бирже? почему?

Екатерина Захарова: На бирже могут размещаться акции компании только в одной ОПФ – акционерное общество, имеющее публичный статус (ПАО).

свыходом на биржу у компании появляются новые акционеры с правом голоса, а доля прежних владельцев сокращается – кажется, такая ситуация может быть предпосылкой конфликтов между новыми инвесторами и мажоритарными. как бы вы рекомендовали страховаться от этих рисков?

Екатерина Захарова: Привлечение нового раунда всегда очень чувствительный процесс. Довольно часто о порядке действий и верхнеуровневых условиях акционеры договариваются заранее. Профессиональные инвесторы – фонды, различные инвестиционные структуры – при входе в проект обычно заранее предусматривают привлечение новых инвестиционных раундов по пониженной оценке и закрывают такие проблемы установлением стандартных anti-dilution provisions в акционерном соглашении. Аналогично решаются вопросы с особым порядком голосования, правами вето и прочим. Конечно нужно иметь ввиду, что такие вопросы требуют очень деликатной настройки в зависимости от проекта и реальных потребностей.

Алексей Басов: В большинстве случае никаких конфликтов между действующими инвесторами и миноритариями не наблюдается, поскольку объем выпускаемых в свободное обращение акций незначителен. Поэтому я бы концентрировался, скорее, на обратной задаче: создании условий для качественной работы с миноритариями. Именно они, по факту, определяют биржевую стоимость бизнеса, и учет их интересов – ключ к успеху на публичной стадии развития компании.

какие критерии успешного IPO
вы можете выделить?

Алексей Басов: Для успешного IPO требуется сбаланировать целый ряд факторов. Некоторые из них очевидны: качество управления, высокие темпы роста, привлекательный рынок, лидирующие позиции в своем сегменте. Другие – не столь заметны. Например, понятность продукта и опыт взаимодействия с ним у широких слоев инвесторов способны создать определенную премию к оценке и расширить число участников размещения. Сегодня инвестор подходит к участию в IPO вдумчиво: читает значительное число аналитических материалов, обращает внимание на риски и дефекты бизнеса, которые становится все сложнее заслонить классическим маркетингом размещения. Поэтому на первую роль будет выходить объективные параметры IPO, позволяющие инвестору заработать в кратко- и среднесрочной перспективе – именно в тех горизонтах, которыми мыслит розничный инвестор. Игнорирование интересов розницы, лишение инвесторов апсайда размещения, может не только создать сложности для отдельных IPO, но и снизить репутацию данного инструмента в целом.

Екатерина Захарова: Успешным на мой взгляд является IPO если акции после размещения не рухнули на краткосрочной и среднесрочной перспективе при отсутствии реальных внешних предпосылок для этого.

подписывайся
на нас в telegram

так ты не пропустишь анонсы новых событий!